Блог

Коммуникативно-игровая методика изучения языка

19 апреля 2016

Новая статья Светланы Гусаренко о том, почему обучение детей английскому языку при использовании коммуникативно-игровой методики наиболее эффективно

Обучение детей английскому языку в процессе общения – лучший способ развития коммуникативных навыков и расширения словарного запаса у малышей. Использование игры при обучении позволяет педагогу формулировать определенные речевые задачи, которые ребенок учится решать. Игра повышает интерес и мотивацию к общению на английском языке. Ребенку приходится употреблять слова и речевые обороты, тем самым совершенствуя знание языка.


Основные цели применения игр в обучении иностранному языку:
•формирование навыков общения;
•развитие речевых умений;
•познание окружающего мира;
•развитие памяти.


Игры позволяют решить сразу несколько коммуникативных задач. В зависимости от этого они делятся на виды:


Игры на запоминание слов и выражений на английском. Например, любимая игра детей: «What is missing?». В процессе, этой игры ребенок усваивает языковой материал по определенной теме. Игра также способствует развитию внимания и памяти. «I am a teacher». Благодаря этой игре дети учатся вести диалог и правильно задавать вопросы, у них появляется умение замечать ошибки или неточности в речи других, и тем самым появляется потребность контролировать собственную речь. «Match the pairs» - игра «запомни и найди смысловые пары». «Let’s find» - игра, в которой ребятам предлагается найти что-то, например, игрушки и затем назвать каждую. В этой игре преподаватель может помогать с помощью формулировок на английском: It is cold; It is hot и т.д. Благодаря этому дети тренируют как активный словарный запас, так и пассивный, узнавая больше грамматических конструкций и выражений.

На этапе закрепления изученного лексического материала помогут игры-соревнования. К таким играм относятся игры, способствующие усвоению лексики и грамматики. Это всевозможные кроссворды, аукционы, лото, настольные игры, выполнение заданий и т.п. Например, «Do the puzzle». В этой игре детям предлагается собирать паззлы на различные темы. «Listen and match» - игра «послушай и выбери необходимое слово или выражение. Игры-соревнования повышают интерес к английскому, стимулируют усвоение лексического материала.


Также преподаватель может создавать дополнительную мотивацию при помощи красочных наклеек. Ребята, которые выполнили задание правильно и оперативно, получают подарки.

Ритмично-музыкальные игры – это песни, сопровождающиеся танцами или пальчиковой гимнастикой. Например, «Sing a rainbow», «Toys chant», «Teddy bear rhyme», «Toys song», «Big red train». Песенки, рифмовки и считалочки используются во всех темах английского языка.


Песни и движения помогают ребенку при помощи воображения лучше представить игровую ситуацию. Запоминая речевые обороты, используемые в песнях, ребенок со временем начнет осознанно употреблять их в своей речи.


Художественные, или творческие игры - это вид деятельности, стоящий на границе между игрой и творчеством, путь к которому лежит для ребенка через игру. Один из видов таких игр - драматизация (постановка маленьких сценок на английском языке). Перед тем, как попробовать инсценировать историю, дети прослушивают или смотрят мультфильм-историю, затем переводят ее и совместно с учителем распределяют роли. Этот процесс позволяет в полном объеме задействовать навык говорения, аудирования, перевода, работы в команде. Для многих детей одним из любимых видов занятий являются изобразительные игры (графический диктант, раскрашивание или рисование картинок). Например, «Decorate the T-shirt», «Look and colour» и многие другие. Еще один вид игр - словесно-творческие (коллективное сочинение маленьких сказок, подбор рифмы).


Основным преимуществом коммуникативно-игровой методики является то, что она адаптивна для детей любого возраста. Данная методика дает возможность развивать как устную речь, так и знания грамматики, орфографии. При помощи игр занятие превращается в увлекательное путешествие, во время которого ребенок узнает новые слова, учится употреблять их в речи, учится задавать и отвечать на вопросы. Благодаря игровому подходу к занятиям у ребенка пройдет страх перед общением и выражением мыслей на английском языке, появится желание принимать активное участие в диалоге на иностранном языке.